Курсы валют ( )
USD: 59.5 р. 100 JPY: 52.4 р.
EUR: 63.94 р. 10 CNY: 86.78 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Бизнес-альманах "100 крупнейших компаний Дальнего Востока"

  Девятый выпуск бизнес-альманаха «100 крупнейших компаний Дальнего Востока» по итогам 2009 г. интересен, пожалуй, уже тем, что в этот год все отрасли региона коснулись дна кризиса и, оттолкнувшись, пошли в рост. В конечном итоге Дальневосточный федеральный округ, единственный из семи, избежал падения валового регионального продукта, и его экономика закончила год с ростом в 103,5%. Обеспечили это беспрецедентные государственные капиталовложения в регион – даже в кризисный год они выросли в два раза.

  Дальневосточный федеральный округ, включающий 9 субъектов Федерации, – самый крупный по территории в России. Он занимает 36% территории страны. На долю региона приходится почти половина водных, биологических и треть гидроэнергетических ресурсов. В недрах содержится 30% всех российских запасов угля, 20% углеводородного сырья, 25% древесины, значительные запасы цветных металлов и редкоземельных элементов. Но живет здесь менее 5% постоянного населения – около 6,4 млн человек, и его численность продолжает снижаться. Доля округа в ВВП остается на уровне 5%.

  Таковы исходные данные, на основе которых Российский Дальний Восток начинает наступление за равноправное место в экономическом раскладе Азиатско-Тихоокеанском региона как часть Большой России. И не удивительно, что погоду в округе делает государственный капитал. 2009 год лишь подтвердил эту тенденцию. По данным Минрегионразвития РФ, регион оттянул на себя 10,6% госинвестиций. А как при этом чувствует себя корпоративный сектор экономики – об этом дают судить материалы этого сборника.

  К сожалению, частно-акционерный бизнес региона (а еще более государственной собственности) грешит закрытостью. Из 5323 акционерных обществ, действующих в ДФО, лишь 1747 открытых, еще 311 компаний территории включены в федеральную группу. Но абсолютному большинству из дальневосточных компаний в кризис пришлось рассчитывать прежде всего на свои силы. Финал года - вернуть позиции предкризисного 2007 г., а тем более первой половины 2008 года, которая стала «золотым пиком» развития, многим не удалось.

  Вспоминая бурный посткризисный рост в отечественном бизнесе после финансового кризиса 1998 г., мы еще надеялись на что-то похожее - обновление бизнеса, структурирование рынков. Получилось наоборот: похоже, мы входим в долгую стагнацию. И вторая проблема региона – монопольная экономика – лишь обострилась. Сегодня, глядя на бурный рост лишь одного сектора – ресурсодобывающего (будь то биоресурсы или минеральные), приходится смириться: сырьевая направленность Востока России, как наиболее востребованная в Азиатско-Тихоокеанском регионе, сохраняется.

  Однако сегодня можно повысить отдачу ресурсов. Кризис заставил, наконец, менеджмент провести ревизию затрат и заняться режимом экономии. На повестку дня выходит модернизация производства – при сокращении населения это единственный путь повысить производительность труда и эффективность бизнеса. Поэтому каждой компании предстоит решать вопрос: где взять деньги на модернизацию? И мне представляется, что главной задачей «посткризисного бизнеса», будет доказывание целесообразности своего существования и завоевание доверия – у клиентов, покупающих именно его продукцию или услугу, у инвестора, заинтересованных в выгодном вложении своих капиталов. И начинать собственникам бизнеса придется с себя. Уже начали, судя по прозрачности структуры капитала акционерных обществ в нашем ТОП-100.

  Повсеместные офшорные схемы участия в акционерном капитале компаний, за которыми скрываются подчас разные темные личности и чиновники, становятся непопулярными и отпугивают инвесторов. Крупные корпорации выходят за капиталами на международный рынок. Следующий этап - за развивающимися акционерными обществами, которые отправляются за длинным рублем в банки. А это значит, что существующему бизнесу придется все привести в надлежащий порядок, а вновь создаваемому «новому бизнесу» учитывать эти требования с самого начала и раскрывать пофамильно своих бенефициаров. Прозрачность капитала должна стать «модной». И своим сборником пытаемся помочь этому процессу в Дальневосточном регионе.

  Елена БАРКОВА,

  руководитель проекта, главный редактор Издательской компании «Золотой Рог».

Loading...

MarketGidNews