Курсы валют ( )
USD: 65.6 р. 100 JPY: 61.53 р.
EUR: 72.62 р. 10 CNY: 92.63 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Экзотический факторинг

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

Многие западные компании, относящиеся к малому и среднему бизнесу и работающие в отраслях, где действует множество мелких производителей и розничных продавцов, не связанных между собой длительными устойчивыми отношениями, предпочитают кредиту факторинг.

Привлечь внимание дальневосточного бизнеса к этой весьма интересной, но пока еще не очень распространенной услуге ставит своей целью "ДК".

Процентная динамика

Факторинг в Европе существует не менее 50 лет. В европейских странах более 80% клиентов факторинговых компаний являются предприятиями среднего и малого бизнеса со средним оборотом 2,8 млн евро. По данным IFG (Invest Financial Group), средний оборот на одного клиента для каждой из стран различен. Так, в Германии эта цифра составляет 10 млн евро, в Финляндии -8,9 млн евро, в Великобритании - 5 млн евро. В России - 1,8 млн евро на одного клиента (источник - "Эксперт РА"). Оборот малых и средних компаний на факторинговом рынке составляет 55% объема всего европейского рынка факторинга, а точнее - 450 млрд евро уступленной дебиторской задолженности.

Для России факторинг долгое время оставался экзотической услугой. За 2007 г. в России отношение рынка факторинга к ВВП составило 2%. К примеру, в Великобритании это соотношение равно 13%, в Италии - 9%. Согласно статистике, в 2007 г. всего 47% отечественных предпринимателей знало о том, что такое факторинг, а пользовалось им всего 11% российских компаний. По мнению специалистов, именно недостаток информации - основная причина, которая не дает рынку факторинга расти высокими темпами.

В 2006-2007 гг. ряды российских факторов пополнили более 20 компаний и банков - и это только те, кто наиболее активно предлагает услуги факторинга. Около 80% российского рынка факторинга делят между собой пять крупнейших отечественных игроков.

На дальневосточном рынке факторинга активно о себе заявляют и имеют широкую практику применения данной услуги факторинговая компания "Еврокоммерц", ООО "Дальневосточная факторинговая компания" совместно с ОАО "Дальневосточный банк", "Межрегиональная факторинговая компания "Траст", Промсвязьбанк, специализированная факторинговая компания банка BSGW (Сосьете Женераль). Как видим, факторинг как услуга, требующая кропотливой аналитической работы, выделена банками в специализированные организации. В данном случае прослеживается структурная аналогия с предоставлением кредитными организациями лизинговых услуг.

Факторинг также присутствует в перечне услуг всех филиалов Альфабанка, Банка Москвы по Дальнему Востоку, в Примсоцбанке, банке "Приморье", Азиатско-Тихоокеанском банке, Камчатпрофитбанке, Камчаткомагропромбанке и др. Вскоре услуга будет запущена в Райффайзенбанке.

Досье

Знаковым для рынка факторинга стала регистрация 27 июля 2007 г. Ассоциации факторинговых компаний. Инициаторами создания профессионального объединения стали "Национальная факторинговая компания", "Межрегиональная факторинговая компания "Траст" и "Еврокоммерц". В планах ассоциации выработка "Кодекса участников рынка", создание единой статистической базы данных, развитие связей с зарубежными коллегами. Планируется, что членами ассоциации станут большинство российских факторинговых компаний, осуществляющих свою деятельность практически во всех регионах России.

Узнаваемый продукт

Сегодня факторинг помогает компаниям эффективно разрешать проблемы недостатка оборотных средств, наращивать объемы продаж и превращать дебиторскую задолженность в деньги, позволяет получить дополнительное финансирование, ликвидировать кассовый разрыв, - отмечает директор по развитию бизнеса Сибирского, Уральского и Дальневосточного регионов компании "Еврокоммерц" Николай АЛЕКСАНДРОВ.

Факторинг - это бессрочное финансирование, при котором продавец, отгрузив товар покупателю, уступает возникшую дебиторскую задолженность банку или факторинговой компании и незамедлительно получает денежные средства (от 65 до 90 %), а также целый комплекс дополнительных услуг. Величина комиссии зависит от периода отсрочки платежа и суммы. Чем больше сумма, тем ниже комиссия. Чем больше период платежа, тем выше комиссия.

Покупатель по истечении оговоренного в контракте срока выплачивает банку сумму по поставкам, которая за вычетом комиссии переводится фирме-поставщику. "Размороженные" благодаря факторингу денежные средства поступают на расчетный счет поставщика и снова вовлекаются в активный рыночный оборот.

Если говорить об условиях предоставления факторинга, то в большинстве случаев факторинговые компании или банки используют 3-4 отдельные комиссии за услуги. Хотя некоторые факторы применяют всего 2 комиссии.

В соответствии с правилами ООО "Дальневосточная факторинговая компания" клиент может предоставлять отсрочку платежа своим дебиторам по оплате поставок/ продаж/ выполненных работ/ оказанных услуг на срок не более 90 календарных дней. Форма оплаты - только безналичные расчеты. Срок сотрудничества с дебитором, задолженность которого передаётся факторинговой компании, должен быть не менее 6 месяцев.

Сравнивая кредит и факторинг, Николай Александров уточняет, что фактора прежде всего интересует не финансовое состояние клиента и не его кредитная история, а статистика торговых отношений между поставщиком и покупателем.

По словам Дмитрия ЯМПОЛЬСКОГО, директора регионального центра Сибирский и Дальневосточный межрегиональной факторинговой компании "Траст", одно из основных преимуществ факторинга в том, что он не требует залога, за счет этого процедура привлечения оборотных средств значительно упрощается. Обычно комиссия за факторинговые услуги на один-два процентных пункта выше, чем ставка по кредиту. Однако "переплачивая" за факторинг, компания перекладывает на факторинговую компанию контроль над платежами покупателей, а возможно, и проблемы с просроченными долгами.

Интересно, что на западе многие компании очень часто в конце года используют факторинг для улучшения балансовых показателей, чтобы "очиститься" от дебиторской задолженности.

Ликбез для банкира

На Дальнем Востоке эта услуга во многих банках существует лишь номинально. На неофициальном уровне "ДК" заверяли, что если клиент обратится в банк за услугой, то ее все-таки предоставят. Но чтобы разобраться, что она из себя представляет, специалистам банка не один день придется посидеть за методическими материалами.

Факторинг действительно не прост. Для того чтобы пойти на уступку права требования долга, необходимо быть уверенным в клиенте или его контрагенте на все 100%, именно поэтому факторинг предоставляют, как правило, давним и добропорядочным клиентам банка. Это, можно сказать, бонус от банка или его дочерней факторинговой компании.

Почему же банки не любят факторинг? Тому есть несколько причин. Во-первых, это единственная услуга, доход от которой подлежит налогообложению. Следовательно, банк вынужден платить налог на добавленную стоимость (НДС). В то время как, получая проценты и различные комиссии по кредитам, банк НДС не уплачивает.

Во-вторых, факторинг в некоторых случаях влечет за собой больший риск невозврата денежных средств от покупателя, которые банк также не вправе потребовать и со своего клиента по условиям договора.

Факторинг предусматривает серьезную аналитическую работу банка на постоянной основе, т.к. ежедневно приходится оплачивать выставляемые клиентом счета, разделять суммы, поступившие от покупателей и т.п. Не менее важно профессиональное программное обеспечение, чем могут похвастаться далеко не все банки.

Факторинг удобен для компаний, ведущих агрессивную политику, быстро развивающихся, с широкой диверсифицированной сетью покупателей. В ней заинтересованы компании, которым необходимо оперативно возмещать свои расходы с целью увеличения объемов продаж, предоставляя отсрочки платежа, которые не могут предложить конкуренты.

В "сухом" остатке на Дальнем Востоке компаний, готовых к факторингу, немного. Безусловно, существуют организации, подходящие под основную массу критериев. Но либо они не нуждаются в такого рода услуге, либо это слишком дорогая цена за рост продаж. Необходимо понимать, что если одна из компаний начнет работать по факторингу, у неё существенно улучшатся условия для покупателя, возрастет отсрочка и т.п. Рано или поздно ей придется остановиться в этом росте, либо идти на завоевание всего Дальневосточного региона.

Дмитрий ОВСЯННИКОВ, начальник отдела ценных бумаг и межбанковских операций "Муниципального Камчатпрофитбанка", полагает, что факторинг на Дальнем Востоке сдерживает медленная эволюция экономического сознания бизнесменов. Они по-прежнему не хотят признавать, что существует менее затратный факторинг, и предпочитают кредит.

Вместе с тем эксперты "ДК" наблюдают устойчивый рост спроса на факторинг на Дальнем Востоке как по объему уступленных денежных требований, так и по количеству клиентов с 2007 г. Одновременно Дмитрий Ямпольский замечает, что, к сожалению, бизнес компаний в регионах, и Дальний Восток не является исключением, всё ещё "непрозрачен". Отсутствие статистических данных по дебиторам затрудняет продвижение факторинга.

По оценке Владимира КОРОЛЕВА, генерального директора ООО "Дальневосточная факторинговая компания", предприятия Дальневосточного региона постепенно отказываются от применения "серых" схем, что способствует росту заинтересованности в факторинговых услугах.

Специалисты рынка акцентируют внимание и на региональной динамике продукта. Прогнозы о том, что к 2009 г. доля клиентов из регионов в общем объеме этого сегмента российского рынка увеличится с нынешних 48 до 55%, позволяют говорить о росте спроса на факторинг и на Дальнем Востоке. По мнению экспертов "ДК", в условиях роста платежной дисциплины, развития постоянных связей между предприятиями нашего региона и других регионов России, рынок факторинговых услуг будет развиваться.

Факторинг: малый вперед

Факторинг - продукт универсальный. Существует внутренний факторинг (domestic factoring), в этом случае стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране. Внешний или международный факторинг подразумевает сделку между резидентами разных государств.

При открытом факторинге (disclosed factoring) покупатель уведомлен о том, что в сделке участвует фактор, и осуществляет платежи на его счет. В случае же закрытого факторинга (undisclosed factoring) покупателя не ставят в известность о наличии договора факторингового обслуживания, и он продолжает осуществлять платежи поставщику, который направляет их в пользу фактора.

По словам Дмитрия Ямпольского, на хорошо развитых финансовых рынках преимущественно применяется безрегрессный факторинг, где фактор принимает на себя весь риск возможной неуплаты со стороны дебиторов. На развивающихся рынках, в том числе и в России, где бывает трудно оценить риск неплатежа со стороны дебиторов, "львиную долю" составляет факторинг с регрессом (recourse factoring), когда фактор имеет право вернуть купленные права требования клиенту в том случае, если дебитор вовремя не расплатился. В таком случае клиент возвращает ранее полученное финансирование фактору и платит соответствующие комиссии. Доля же безрегрессного факторинга в России в общем объеме операций внутреннего факторинга в 2007 г. увеличилась до 11,5%, составив около 55,5 млрд руб. (данные "Эксперт РА").

Досье

Объем российского рынка факторинга в 2006 г. составил порядка $11 млрд, в 2007 г. рынок достиг отметки почти $20,2 млрд. По мнению экспертов, в 2008 г. объем российского рынка факторинга составит около $40 млрд, к концу 2009 г. его объем вырастет до $70-75 млрд., а в 2010-м достигнет $150 млрд (по данным Эксперт РА).

Николай Александров обращает внимание, что сегодня российские, и в частности дальневосточные, факторы идут от крупных клиентов к малым. Этот процесс вполне закономерен. Однако основные потребители факторинга в Дальневосточном регионе искали максимально "дешевые" деньги. Поэтому факторинг в форме защиты от рисков оставался невостребованным, а предложение факторинга без регресса не находило отклика у клиента, стремящегося получить дешевое финансирование.

На самом деле при скромном размере бизнеса клиента наличие права регресса не играет особой роли для фактора. В то же время для клиента безрегрессный факторинг приобретает большую ценность, если его дебитор - небольшая компания. Только за избавление от риска невозврата средств клиент уже готов заплатить. Именно такая ситуация - лучший момент, чтобы предложить клиенту факторинг с защитой от финансовых рисков.

С точки зрения Владимира Королева, специфика предоставления услуг факторинга на Дальнем Востоке такова, что удобство того или иного вида факторинга зависит от особенностей бизнеса клиента. Так, стоимость факторинга без права регресса гораздо выше, нежели с регрессом (риски первого значительно выше). Чем прозрачнее и цивилизованнее станет дальневосточный бизнес, тем выше станет спрос на факторинг без регресса.

По оценке экспертов "ДК", перспективы факторинга напрямую зависят от потребности малых и средних отечественных предприятий в финансовых ресурсах, которые на сегодня в среднегодовом выражении приближаются к $25-30 млрд. В ближайшее время именно они станут основой роста портфелей факторинговых предприятий и банков. С освоением сегментов малого и среднего бизнеса активность факторов в предложении факторинга без регресса усилится, а значит, факторинг с защитой от рисков будет приобретать все большую популярность и сможет представлять собой серьезный вклад в общий рост рынка.

Автор:
Теги:




Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:
Loading...

MarketGidNews