Курсы валют ( )
USD: 63.58 р. 100 JPY: 58.52 р.
EUR: 70.39 р. 10 CNY: 90.33 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

"Вкусный" сегмент

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

В прошлом году исполнилось 20 лет, как сначала в Советский Союз, а потом уже и в Россию непрерывным потоком пошли подержанные автомобили из Японии, США и Южной Кореи. По независимым оценкам, за это время через дальневосточные порты было ввезено более 5 млн автомобилей, из которых 95% - из Японии.

Принятое на закате перестройки решение партийного и хозяйственного руководства Союза кардинально изменило жизнь приграничных регионов, превратив привоз машины "под себя" моряками и рыбаками в отлаженную индустрию с многомиллионным оборотом и тысячами рабочих мест.

За два десятилетия этот рынок видоизменился настолько, что, выйдя на новый технологический уровень и став максимально цивилизованным, продолжает втягивать в себя десятки тысяч новых участников: продавцов, покупателей, таможенников, стивидоров, логистиков, IT-технологов и т.д. Не изменилось лишь одно. Как и 20 лет назад, основой сегодняшнего бизнеса подержанных машин остается доверие в связке покупатель - продавец.

IT-возможности

Но главный толчок рынок подержанных автомобилей получил 12 лет назад, когда состоялись первые электронные торги в японской Нагое. "ДК" побеседовал с одним из участников тех памятных событий - директором компании Cosmo Trading Co Ltd., крупнейшим японским аукционным дилером г-ном Ферийдуном КУБАСИ.

- До середины 90-х годов прошлого века система покупки и продажи подержанных автомобилей в Японии мало отличалась от обыкновенного рынка, - рассказал г-н Кубаси. - У каждой компании (в том числе и нашей) была сеть дилеров по всей стране и представителей за рубежом, с которыми мы поддерживали связь и которые через нас выходили на клиентов по всему миру. Ситуация кардинально изменилось в 1996 г., когда в Нагое прошел первый электронный автомобильный аукцион. О выгодности бизнеса на подержанных автомобилях могут сказать цифры. Если на тот период только наша компания обрабатывала до 300 заявок в месяц, преимущественно из Новой Зеландии, то сегодня до 300 в час! Расширилась не только количественная и качественная линейка предлагаемого автотранспорта, но и география поставок.

Однако, в отличие от новозеландцев, наш автомобильный бизнес "запрягал" не в пример дольше. Только в начале 2000-х годов, когда игнорировать высокотехнологичное "ноу-хау" уже было невозможно, а правила ввоза подержанных иномарок в Россию претерпели целый ряд изменений как негативного (повышение пошлин, отмена целого ряда льгот), так и позитивного (расширение портовой, брокерской и стивидорной инфраструктуры) плана, часть дилеров ушла с традиционного рынка в Интернет.

Досье

Сегодня только в Приморском крае насчитывается около ста фирм, компаний, представительств, имеющих выходы на японские, южнокорейские и американские аукционы. Среди них есть свои монстры и старожилы, такие как SOUZMOTO, KAITORI, AMAIAMA AVTO, VEROSSA, JAPAN START, Интернет-портал Tron.ru и т.д., с оборотом в сотни и тысячи автомобилей ежемесячно.

Только за апрель 2008 года посредством аукционных торгов в Россию было ввезено более 50 тыс. автотранспортных средств. После постепенного ухода с рынка подержанных автомобилей Австралии и снижения потребления их в Новой Зеландии и Арабских Эмиратах Россия три года назад вышла на первое место в мире по импорту пробежного авто, и удерживает это лидерство с большим отрывом (см. таблицу).

От приморских автоаукционеров не отстают другие дальневосточники и сибиряки. Например, новосибирская "БТК", чьи филиалы открыты практически во всех крупных города Сибирского федерального округа, входит в пятерку крупнейших автомобильных компаний страны, работающих через мировые автомобильные аукционы.

По признанию самих аукционных брокеров, наряду с развитием новых торговых технологий, их уход с рынков под открытым небом в сеть стал следствием перенасыщения авторынка не столько автомобилями, сколько продавцами - тесно стало от компаний и частных предпринимателей, работающих в этой нише. Не надо сбрасывать со счетов удобство ведения бизнеса посредством сети Интернет. Все-таки уютный офис - это не ежедневные дежурства зимой и летом в ожидании клиента. Тем более Сеть предполагает такую организацию бизнеса, что вчерашний дилер с рынка получает ни с чем не сравнимое моральное удовлетворение - можно почувствовать себя боссом и в какой-то мере вершителем судеб.

Разделяй и властвуй

Внедрение IT-технологий по сути дела разделило авторынок на две части. Возьмем на себя смелость сделать предположение, по которому так называемую первую группу составили традиционалы (назовем их так), те, кто, несмотря на научно-технический прогресс и Интернет, остался на рыночных развалах. Во вторую группу вошли те, кто вовремя увидел перспективность аукционных торгов в режиме реального времени через Интернет, покинул рынок и сел за компьютер. Сегодня пока трудно выявить преимущества обеих сторон и кто в большем выигрыше: адепты рынка, что называется, лицом к лицу или молодое поколение, большинство из которых не знакомо с рыночной пылью, а корочки программистов и системщиков получили раньше, чем водительское удостоверение. Скорее всего, истина, как и выгода от обеих форм, лежит где-то посередине. При этом каждый, кто представляет то или иное направление, выносит его на "первые роли".

Но, как считают российские аукционные брокеры, аукцион выступает в роли гаранта качества предлагаемого автомобиля или другого вида техники.

- Не секрет, что сегодня определенная часть автопродавцов, в массе своей работающая на рынках, стараются минимизировать затраты, для чего покупаются машины в Японии как можно дешевле, зачастую битые или утопленники, - говорит директор японо-российской компании KAITORI Вячеслав АБАКУМОВ. - После косметического ремонта она ничем не отличается от купленной через аукцион со всеми причитающимися листами и статистиками. Преимущество же аукционной системы позволяет потенциальному покупателю увидеть машину в ее первоначальном состоянии.

С Вячеславом Абакумовым трудно не согласиться, но тогда спрашивается, почему еще жива такая форма бизнеса, как рынок? Ведь он тоже наполняется через аукционы. Система, когда наши люди бегали по стоянкам в корейских и японских портах в поисках подходящего и ликвидного автомобиля, постепенно отмирает. Те, кто завязан на автоаукционы, такую ситуацию объясняют довольно просто. В России, что, кстати, и послужило одним из тормозов развития аукционов у нас в стране, еще сильны "традиции", когда состояние машины контролировалось чуть ли не от ворот автозавода!

Раз уж отечественные автопроизводители выпускали с конвейера машины с мелкими, а порой и крупными дефектами, то поверить в искренность виртуальных торгов, когда машина видна не с самого лучшего ракурса, действительно нелегко. Поэтому покупателю все равно, где дилер с рынка купил машину и предлагает сейчас ему - на аукционе или у японской бабушки в глухой деревушке.

Как с сожалением констатируют аукционные брокеры, пройдет еще очень много времени, пока цивилизованные виртуальные торги вытеснят с рынка конкурента, а морозить сопли на автомобильных "балках" станет экономически невыгодно. И не потому, что еще слишком много "бабушек" осталось в Японии и Корее. Ситуация до запятой похожа на ту, что сложилась с развитием и внедрением в России платежной системы посредством банковских карт.

In car we trust

Говоря о выгоде или недостатках обоих направлений, нельзя сбрасывать со счетов главный козырь, который стараются выложить обе стороны. Это порядочность и ответственность непосредственно продавца, то есть японской стороны. Правда, и здесь у каждого своя правда. Что и подтвердил директор Cosmo Trading Co Ltd. На вопрос, в чем успех бизнеса на подержанных автомобилях и выгода от ведения дел именно с японскими компаниями, г-н Кубаси кратко, но емко ответил по-английски: Trust! Значит, доверие.

- В этом наше главное преимущество по сравнению с традиционным рынком, - считает директор KAITORI. - Все строится на честности и порядочности японской стороны. Скажу более, если у вас есть такой термин "коррекция спидометра", а попросту скрутка его данных в сторону уменьшения, то в Японии за подобное шулерство можно попасть на большой штраф! В свою очередь адепты традиционного рынка считают, что доверять тем же японцам можно только в случае, когда дружба и бизнес проверены временем и долларом.

- О каком безоглядном и полном доверии к аукционам может идти речь, когда половина бизнеса подержанных автомобилей в руках пакистанцев, - примерно так отстаивали свою позицию автодилеры уссурийского авторынка "Уссури-сервис". - Если ты не знаешь своего японского поставщика лично, то о доверии говорить просто смешно".

Аукционный пасьянс

Было бы несправедливо не сказать о том, что такая форма бизнеса на подержанных автомобилях, как аукционы, присуща не только Японии. Все мировые страны-производители давно сидят в Сети, а прогнозы, которые сегодня делают аналитики этого сегмента авторынка, уже выводят на первое место в числе поставщиков США.

В последнее время из-за дорогого топлива американцы начали пересаживаться на более экономичные модели, постепенно отказываясь от объемной и прожорливой "американской мечты". Поэтому элитные и дорогие автомобили выгоднее будет брать именно в Америке. В пользу этого говорят и гигантские объемы внутреннего американского рынка, что, несомненно, удешевит предложение.

До этого естественной преградой для всеобъемлющей автомобильной интервенции со стороны США было расстояние и целый ряд требований к транспортировке машин через океан (например, на открытой палубе машину везти запрещено). Но если речь пойдет о больших объемах поставок, то на круг перевезти одну машину выйдет не так дорого. Уже сегодня компаний, желающих подзаработать на контейнерных перевозках автомобилей, пруд пруди.

Но пока это заманчивая, но все-таки перспектива для автобизнеса на подержанных автомобилях, дальневосточные представители мировых аукционов делают свою ставку на ближайших соседей. В связи с некоторыми политическими нюансами, в частности муссирующимися слухами о возможном запрете ввоза в страну автомобилей с правым рулем, российские автобизнесмены обратили более пристальный взгляд на Южную Корею.

Как считают представители южнокорейских аукционов, небольшое внимание к подержанным корейским автомобилям, основанное на их якобы невысоком качестве по сравнению с "японцами" и "американцами", не соответствует действительности. По словам Андрея МАНАКА, зам. директора компании, посредника между российским спросом и южнокорейским предложением, аукционов как таковых в Южной Корее нет. Есть небольшие компании, дочки гигантов корейской промышленности, которые осуществляют продажу по всему миру подержанных "корейцев".

Вообще же, южнокорейский сегмент авторынка сегодня очень "вкусный" и весьма привлекательный для тех автолюбителей, кто живет за Уралом. Все дело в простой экономике. Если в столице предложение дилера на тот же Sorrento 2007 года начинается с 1 млн рублей, то мы, в частности, можем доставить аналог 2005 г., который обойдется заказчику в 600 - 620 тыс. рублей. При этом предпродажная подготовка и качество автомобиля будет на высочайшем уровне.

Будущее - туман

Что касается будущего как самих автомобильных аукционов, так и факта присутствия подержанного автотранспорта на дорогах России, то здесь экономика плавно переходит в политику. Как считают не только российские бизнесмены, но и их партнеры и поставщики, этот бизнес вряд ли задавить экономически. Как справедливо заметил г-н Кубаси, "просто вы русские будете платить больше. Ну, а если совсем перекроют саму возможность покупать такие машины в России, то для всего остального мира наше предложение пробежного авто станет дешевле!". Япония от своей политики утилизации автостарины через продажу ее в другие страны уже не откажется. Вопрос только - за какие деньги, а не посредством чего, аукциона или прямых "бабушкиных" торгов.

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:
Loading...

MarketGidNews